С опозданием, об итогах года. Вы точно задумаетесь!

Простите меня, сеошники и смм-щики, я давно от 
вашей темы отвалился. Моя тема - фондовая биржа. (я)


Предисловие

Долго не брался я за очередной пост об итогах инвестирования в акции российских предприятий. Сами-то итоги я подвел вовремя, просто не трубил о них. Вам наверняка знаком этот эффект: когда удается "поймать волну", когда что-то хорошо получается и приносит прибыль, люди не спешат подключать к своему Клондайку других. Им не хочется спугнуть удачу. Деньги любят тишину. Но иногда мне, словно коллекционеру, который хочет выставить на всеобщее обозрение какой-нибудь особенно ценный экземпляр, хочется показать, каким достойным может быть заработок в российских условиях. И тогда я выкладываю на стол свои циферки. 

На бирже ММВБ я занимаюсь как кратко- и среднесрочной, так и долгосрочной торговлей. К сиюминутным сделкам протяженностью в несколько часов или несколько дней (от покупки до продажи или наоборот) я отношусь как к источнику зарплаты, которая должна быть похожа на зарплату в реальном мире. Однако интереснее для меня именно работа на перспективу, от нескольких месяцев до нескольких лет. Успехи в этом стиле торговли радуют меня неизмеримо больше.      

Не являясь ни экономистом, ни бухгалтером, ни математиком, не считая себя экспертом ни в одной из отраслей народного хозяйства, я сравнительно неплохо в течение 11 лет торгую ценными бумагами. Мое мнение - трейдером на бирже может стать любой  здравомыслящий взрослый человек. Есть незначительные оговорки, типа зависимости результатов от темперамента человека, от минимальных знаний в данной области, от самодисциплины - но не об этом сейчас речь. Мы говорим о том, что биржа - не бином Ньютона, работа здесь по плечу большинству людей.

Главный итог года

Главным содержанием конца 2016-го года (и начала 2017-го) была продажа значительной части акций из моего долгосрочного портфеля. Акции покупались на протяжении последних нескольких лет, их соотношение менялось с течением времени, что-то докупалось, что-то продавалось, но существовал некий "костяк", на него делалась ставка на рост, и в какой-то момент я посчитал, что цели более-менее достигнуты и пора фиксировать прибыль. Человек я осторожный, вот так вот сразу взять всё и продать я не мог, продал немного меньше половины ("вышел в деньги"), провел перераспределение бумаг. По факту фиксации прибыли получилось, что какое-то время я, наряду со своей "зарплатой", получал еще 5-10 зарплат. Точную цифру своего годового заработка я получил, когда брокер сообщил мне размер налога (НДФЛ). Озвучивать абсолютную цифру не буду, из скромности.

Пару слов о налогах

Налог выкатили ого-го! Я попробовал воспользоваться подсказкой, как легально минимизировать налог (есть один трюк с ОФЗ), но ничего не вышло. Меня предупредили, что если не заплачу - а брокер самостоятельно за меня все делает, и помешать ему заплатить за меня подоходный налог могло только отсутствие свободных денег на моем счету - то мне придется разбираться с налоговой службой самому. Это меня не вдохновило, и я освободил достаточно средств (которые, к слову сказать, успел потратить на те самые ОФЗ, о них речь ниже), чтобы не связываться с налоговой. Было очень неприятно осознавать, что огромная сумма - раз! - и ушла в государственную казну. Но, во-первых, уплатив налог, я лишний раз утвердил полученный доход (а это как раз приятно!), а во-вторых, я почувствовал гордость за то, что я вношу свой немаленький вклад в упрочение государства. Да, вот таким я стал с годами патриотично настроенным!

ОФЗ - тихая гавань

Чтобы вырученные от закрытых позиций деньги не лежали без дела, я вложил их в ОФЗ. Тут у нас как раз недавно произошло некоторое оживление по поводу ОФЗ, когда министр финансов А.Силуанов предложил привлечь широкие массы населения к этому инструменту, который, к слову сказать, по надежности превосходит банковские вклады, а по доходности от них не отстает, а зачастую и превосходит. Средняя годовая доходность выпусков облигаций, которые я для себя выбрал, слегка превышает 10%.

Сразу скажу, что покупать ОФЗ лучше не в банке, а через брокера, как делаю я. Новые ОФЗ, которые анонсировал министр, немного отличаются от "традиционных". Главное отличие не в том, что банк возьмет больше комиссионных, а в легкости обращения с этими ценными бумагами. "Силуановские" облигации, насколько мне известно, рассчитаны на 3 года владения, с постепенным увеличением купонного дохода по ним. А те, что приобрел я, имеют фиксированную доходность и их можно продать в один миг, вот прямо в эту минуту, получив весь накопленный доход на момент выхода из бумаги, без штрафов за досрочную продажу. Я покупаю и продаю их через торговый терминал на своем домашнем компьютере, но можно осуществлять куплю-продажу, просто позвонив брокеру и дав соответствующее распоряжение. 

Как только цены на интересующие меня акции опустятся до нужных уровней, я переложусь из облигаций обратно в акции. Таким образом, у меня всегда есть под рукой денежный ресурс для формирования портфеля. Вот почему я называю облигации Министерства финансов тихой гаванью.

Портфель из 8 акций

По результатам 2015-го года, если вы помните, портфель из рекомендованных мной акций принес почти 65% прибыли. В 2016 году стоимость акций портфеля продолжала активно расти (за одним исключением), прибыль за год превысила 112%, и ближе к концу года технически назрела коррекция. Бумаги, которые я советовал в прошлые годы для покупки, достигли впечатляющих высот. Смотрите сами:


Как видите, даже самые "плохие" акции (Разгуляй), потерявшие в 2016 году треть своей стоимости, все же сумели принести своим обладателям почти 50% прибыли на двухлетнем промежутке. А Мечел показал самый сильный рост среди рассматриваемых здесь компаний - 633,5% за два года! 

В целом, мои прогнозы оказались правильными, и тот, кто к ним прислушался, уверен, остался доволен! 

Жаль, что период роста, по всей видимости, закончен, и нас ждет некоторое охлаждение на рынке. Рост по некоторым акциям все еще возможен - как в рамках предшествующей повышательной тенденции, так и в рамках нового роста за уже состоявшейся коррекцией (да-да, есть и такие бумаги, которые успели подешеветь и технически приготовиться к новой фазе роста). 

Новых рекомендаций по акциям давать в этот раз не буду. В принципе, даже если взять те же самые 8 эмитентов, за которыми мы следим, то и их можно держать в портфеле. Со временем они неизбежно будут расти в цене. Сам-то я из этого списка оставил только Систему, Разгуляй (его тоже надо было продать) и совсем немного ММК. Постараюсь, как я уже говорил, купить проданные ранее акции, когда они опустятся до нужных мне уровней.
 
Упущенные возможности

Нельзя объять необъятное. Что-то просто ускользает от внимания. Какие-то акции растут, а ты их или не видел, или недооценил потенциал, или решил, что они уже достаточно выросли до этого и их ждет падение - что-то идет вразрез с твоими представлениями и прогнозами на будущее. Приведу несколько примеров.

1. Мосэнерго. Еще в марте я подумал, что в бумаге назрела коррекция, и начал ее активно продавать с небольшой прибылью. Средняя цена моей покупки была 0,8 руб., а продавал я по 1,05 руб. Остатки позиций я закрыл в начале ноября, примерно по 2 руб. После этого цена продолжала подниматься, в конце года она достигла уровня 2,48 руб., а 17 января 2017 года акции Мосэнерго можно было продать аж по 3,07 руб., чуть ли не в 4 раза больше моей покупки.

2. Иркутскэнерго. Точно такая же ситуация! Покупал в районе 7 руб. за акцию, продавал почти по 10 руб.. 40% прибыли, конечно, дело хорошее, но дальше акция росла уже без меня. Максимум (25,53 руб.) она показала всего через 2 месяца, в мае! Я мог - теоретически - продать ее в 2,5 раза дороже, чем продал, получив в итоге 3,5-кратное приращение капитала! 

3. Аэрофлот. Его я продавал летом и осенью, по 70, 80, 90, 100 рублей, надеясь позже откупить дешевле. Но Аэрофлот, после того, как я с ним расстался, рос и рос, вопреки явным сигналам на продажу, пока не достиг отметки в 180 руб. Очень обидно! Сейчас он немного упал в цене (до 161 руб.), но это меня почему-то не радует.

4. Ленэнерго (привилегированные акции). Продал примерно по 18 руб, после чего акции выросли более чем в 3 раза, до 59 руб. за штуку. 

5. ТГК-1. Прибыль по ним я фиксировал в ноябре, цена продажи около 0,009 руб. за акцию. А уже 10 января 2017 года можно было выручить за нее уже 0,017 руб., т.е., на 90% больше!

6. НМТП. А эту акцию я так и не приобрел. Весной-летом пытался купить по 1,5 руб., потом по 2 руб., но так и не удалось схватить ее по дешевке. В какой-то момент я перестал за ней охотиться. А она, тем не менее, продолжала бить рекорды, взяв 12 января 2017 года свой исторический максимум - 7 руб. 30 коп. Почти 400%...

Но я все-таки научился принимать такие вещи спокойно. Да, было бы здорово заработать все эти сотни процентов. Но не заработал здесь - заработал в другом месте. Заработал немного, а мог заработать много - ничего, заработал же, скажи спасибо, радуйся!


Выводы

1. Если рассматривать варианты удаленной работы со свободным графиком, то фондовая биржа - лучшее место для заработка из известных мне на сегодняшний день. Возможно, человек с другими талантами найдет им другое, еще более достойное применение, но меня работа на ММВБ полностью устраивает.

2. Периоды роста рынка сменяются затишьями или падениями. Заработать можно на любом рынке, как бычьем, так и медвежьем. В данный момент я выжидаю удобного момента для формирования нового портфеля - это может занять время, но я умею ждать. Пережидать такие периоды советую в ОФЗ - высоконадежном инструменте, более выгодном, чем вклад в банке.

3. Тут есть всё. И азарт, и сильные эмоции, и мгновенные "сливки", и продолжительный каждодневный труд (нагрузку распределяешь сам, никто над тобой не стоит), и возможность учиться по ходу дела. Есть место и консервативным стратегиям, и авантюризму (важно уметь распределять риски). Маленький пример: была такая акция - "Живой Офис". Сейчас компания признана банкротом, ее акции уже на бирже не торгуются. Но пока бумага торговалась, пока ее мотало из стороны в сторону на десятки процентов в течение нескольких дней, а то и в течение одной сессии, можно было погреть на этом руки. Так я и сделал: выделил небольшую сумму для сделок по этой акции. Хорошо заработал. Когда было объявлено о том, что акция скоро умрет, у меня все еще оставалось какое-то их количество. Я их не продавал, надеясь, что даже в финальной стадии может все повернуться в другую сторону и принести очередную прибыль, но понимая, что скорее всего потеряю все, что у меня оставалось. Так и случилось, потерял. Но заработал-то я до этого намного больше, чем потерял! И поэтому терять было не жаль. 

4. Биржа - не столбовая дорога в светлое будущее. Существует множество вариантов работы на ней, от малорисковых до весьма опасных. Но если разумно подходить к торговле и правильно распределять риски, можно получать отличные результаты. Самое простое, что можно сделать и что непременно даст отдачу в перспективе нескольких лет - сформировать портфель из 10-20 акций и либо не трогать его вообще, либо периодически возвращаться к нему, чтобы внести какие-то изменения. Сейчас покупать рановато. Дождитесь момента, когда все подешевеет еще процентов на 15-20, и вкладывайтесь. Не пожалеете. 


 

0 коммент.:

Отправить комментарий